Феноменологический подход касается того, как человек познает. Это определенный угол зрения, определенная позиция, с которой человек познает, исследует какое-то явление.
В психотерапии такую позицию может занимать терапевт и он может предлагать ее клиенту, вместе они исследуют опыт, который случается между ними на сессии и через это — жизнь и жизненные сложности клиента.
Суть феноменологического подхода в том, что познающий старается замечать то, что есть (а не то, что должно быть, ожидается, логично следует из и т. д.) и понять смысл того, что есть.
Например, клиент внезапно начал критиковать терапевта. Чтобы исследовать это событие с феноменологических позиций, терапевту нужно отложить в сторону свои предубеждения, привычные интерпретации, стереотипы и т. д. Ему нужно внимательно замечать, что клиент делает, критикуя его, как он это делает, замечать, что он (терапевт) чувствует при этом, спрашивать, что клиент чувствует при этом. И нужно пытаться понять смысл именно этого уникального события (что и зачем делает клиент, чего он хочет, что это для него означает). При этом, так как терапевт и клиент познают совместно, терапевт не может в одностороннем порядке сформулировать смысл и передать его клиенту. Терапевт с клиентом обнаруживают смысл совместно.
Некоторые авторы (например, Ф.Джойс и Ш.Силлс) говорят о трех элементах феноменологического подхода в психотерапии:
1). Вынесение за скобки
Имеется ввиду вынесение за скобки своих предрассудков, предубеждений, стереотипных интерпретаций и т. д. Всего, что мешает видеть то, что есть. Этого невозможно добиться на 100%, но можно в какой-то степени приблизиться к этому.
2). Описание
Чтобы исследовать то, что есть и понять смысл именно этого явления, нужно по возможности отказаться от штампов, теоретически нагруженных понятий, ярлыков. И стараться описывать (а не объяснять и интерпретировать, навешивать ярлыки) то, что есть, в его уникальном виде.
3). Уравнивание
Нельзя заранее знать, какой элемент происходящего события важен, а какой нет. Поэтому стоит наблюдать и описывать все, что можно, не игнорируя какие-то детали, как неважные. Наблюдаемые детали опыта стоит «уравнять» в правах, в потенциальной важности.
В этих трех пунктах говорится про наблюдение и описание, но ничего не говорится про понимание. Предполагается, что понимание — это то, что может произойти в результате феноменологического исследования. Когда все элементы опыта замечены, описаны, соотнесены — они могут сложиться, как паззлы в единую картинку.