Дик Прайс — это один из основателей (а всего их два) Института Эсален. Если вы не знаете, что это за институт — обязательно погуглите и ознакомьтесь.
Я кое-что читал про Дика Прайса на английском и то, что я смог понять вопреки сложности для меня этого басурманского языка, показалось мне очень интересным.
Он разработал нечто, названное им Гештальт-практикой. Как будто бы, это синтез гештальт-терапии и буддистских штук. В этом синтетическом учении нет терапевта и клиента, а есть «инициатор» и «отражатель (рефлектор)». Оба заняты практикой, которая продвигает обоих.
Мне понравилась идея превратить гештальт в практику, подобную медитации. Понравилась, потому что я не вижу себя в медицине и меня не возбуждает медицинский стиль в терапевтической работе. Меня так же не привлекает эзотерика и мистика.
А читая описание гештальт-практики, я представил себе формат, равно далекий от этих двух неинтересных мне явлений. Мне нравится словосочетание «практики развития». Гештальт, как практика развития, в которой есть дух 60х, нет медицины и нет эзотерики — это же очень -очень интересно.
И вот, силами в первую очередь украинских коллег, вышла книга о Гештальт-практике на русском языке.
Я стал читать и сначала мне было скучно, потому что начинается книга изложением основ теории ГТ, уже тысячу раз описанных в других ГТ-книгах теми же точно словами.
Затем идет практическая часть — инструменты практики. Это я прочел с удовольствием.
Много интересных структурированных упражнений на осознавание — для одиночной и для парной практики. Почти все это можно использовать в терапии.
Очень хорошее описание техники работы с «собаками» (собака сверху и собака снизу) — нигде не встречал такого ясного и четкого объяснения, что к чему, в какой последовательности, зачем и как.
Но это привычный мне гештальт, ничего принципиально нового.
В главе про теории Дика Прайса тоже ничего принципиально нового обнаружить не удалось. Есть набор идей и техник, как у всякого долго работающего терапевта, но не выходящий за пределы традиционного гештальт-подхода.
Часть книги посвящена буддистским техникам медитации. Это мне не очень интересно.
Есть еще главы про эко-психологию — какая-то, на мой взгляд, шестидесятническая ерунда.
Еще рассказывается про путешествия, как способ психотерапевтической практики — занятно.
Имеется глава про теорию привязанности. Теория полезная и написано хорошо, но не понятно, какое это имеет отношение к теме книги. Создалось впечатление, что автор решил написать про все, что знает и все, что может пригодиться терапевту.
Хорошо написано про работу с группами, но опять же, это просто ГТ с группами, никакой особенной гештальт-практики.
В общем, я сделал вывод, что гештальт-практики, как отдельного метода, опирающегося на отдельную теорию — нет. Был такой человек — Дик Прайс, а гештальт-практика — это то, что делал именно он, что неотделимо от его личности.
Гештальт и буддизм не были объединены им теоретически в непротиворечивую систему. Но и то, и другое повлияло на его личность. Так на личность может повлиять одновременное увлечение боксом и поэзией. Эти влияния сольются в определенный личностный стиль, который будет проявляться во всем, что человек делает. Этот стиль будет отличать боксера-поэта, от просто боксеров и от просто поэтов, но это не значит, что существует некая боксопоэзия, как отдельное явление.
Соответственно, самое интересное в гештальт-практике — это сам Дик Прайс. И самое интересное в книге — тоже он. Т.е. главы про него и текст, который он написал сам, размещенный в последней главе. И прочитать это действительно стоит.
Отдельно нужно сказать про оформление книги: твердая , приятная на ощупь обложка, плотная желтоватая бумага, тоже приятная на ощупь, хороший шрифт, хороший размер шрифта. Даже если книгу не читать, она все равно принесет радость, как симпатичный, притягательный предмет.
Издать ее — наверняка дорогое мероприятие. Не представляю, как в наши дни можно заработать на издании книги, тем более, так вкладываясь в оформление. А, значит, думаю я, это проект просветительский и альтруистический. Поэтому призываю всех книгу купить. Стоит она дорого, как первый том Капитала Маркса в новом переводе. Но его я тоже призываю всех купить. Хотя вот я написал — дорого, а на самом деле, это тоже самое, что один раз в Шоколадницу сходить (клаб-сэндвич и две чашки капучино). Так что, не жмитесь.